Форум. Иностранные языки.
22:17
27 Ноября 2024 г. • Среда
ГлавнаяФорумДневникКаталог фильмов
Последние ответыУчастникиПоискПравила форумаRSS
Здравствуйте, Гость! ( Войти | Зарегистрироваться )

  • Страница 1 из 1
  • 1

Мысли о Просвещении
Серёжа 31 Октября 2006, Вторник, 22:32 | Сообщение # 1
Администратор сайта
Группа: Администратор
Регистрация: 04 Мая 2006
Откуда: Россия, Москва

Сообщений: 1951
Репутация: 68
Информация для размышления. Фрагмент из статьи, посвящённой проходившему в Греции Всеправославному Совещанию по вопросам ересей.

«…С точки зрения христианской философии, современный религиозный опыт является последствием бурно развивавшегося в Западной Европе XVII-XIX вв. мировоззренческого течения Просвещения, которое „буквально иссушило внутреннюю жизнь человека“. Результатом такой метафизической революции явились романтизм и, в конце концов, политические революционные катаклизмы, которые стали суррогатным решением проблемы духовной пустоты…»


Сайт · Блог · LiveJournal
http://klisunov.ru/
stmatros 09 Ноября 2006, Четверг, 02:51 | Сообщение # 2
Завсегдатай
Группа: Particolari
Регистрация: 08 Мая 2006

Сообщений: 331
Репутация: 9
Да уж, есть повод, чтоб пораскинуть мозгами. После прочтения "Оптимизма" и "Простодушного" лично у меня не было никакого желания пересмотреть или (в будущем) перечитать эти книги. Да, смешно. Да, поучительно. Да, остроумно. Да и всё. Как говорил мойщик полов в исполнении Басова в известнейшем фильме, "правды характера нет". А если серьёзно, то не цепляет... А если говорить обо всём Просвещении, то лично мне кажется, что здесь, как и в случае с М. Лютером, получилось, грубо говоря, по формуле "хотели как лучше, а получилось как всегда".
А когда это Совещание по ересям проходило? Почему автор(ы) статьи считают, как я понял, что романтизм повлёк за собой катаклизмы? Мне кажется, что истинный романтизм (Шопен, Шуман, Григ, Шуберт, Чайковский - в музыке; Гёте, Шиллер, Байрон, Лермонтов, Пушкин кое-где - в литературе) к политике не имеет никакого отношения. Возможно, я не очень глубоко копаю, но это моё мнение.
Последнее редактирование: stmatros - Четверг, 09 Ноября 2006, 02:51
http://epistema.ucoz.ru/
Серёжа 09 Ноября 2006, Четверг, 17:57 | Сообщение # 3
Администратор сайта
Группа: Администратор
Регистрация: 04 Мая 2006
Откуда: Россия, Москва

Сообщений: 1951
Репутация: 68
Совещание проходило на Эвбее с 16 по 19 октября 2006 г. С чего ты взял, что «истинный» романтизм это романтизм в высокохудожественном идеализированном проявлении. И причём здесь политика. Революция рассматривается как последствие духовных исканий и колебаний личностей, а романтизм — это лишь определённая стадия в этом процессе. И потом, вспомни про смерть и отношение к ней в период романтизма. Это всё единое целое, как мне кажется.

Сайт · Блог · LiveJournal
http://klisunov.ru/
stmatros 10 Ноября 2006, Пятница, 02:55 | Сообщение # 4
Завсегдатай
Группа: Particolari
Регистрация: 08 Мая 2006

Сообщений: 331
Репутация: 9
Сейчас буду немного огрублять проблему, перенося её на отечественный почву. По идее, если быть последовательным, то от романтизма Лермонтова и т.п. мы приходим, считая, что романтизм - это "определённая стадия...", к товарищам Некрасову и Салтыкову-Щедрину, но в то же время мы приходим и к Фёдору Михайловичу и Антону Павловичу, которых упрекнуть в духовной пустоте и иссушенности внутренней жизни нельзя.
А музыка сама по себе такой предмет, что исключает те самые "пустоту" и "иссушенность" и парит над миром, но о ней, конечно, просто преступно говорить в разделах, посвященных истории.
Последнее редактирование: stmatros - Пятница, 10 Ноября 2006, 02:57
http://epistema.ucoz.ru/
Серёжа 12 Ноября 2006, Воскресенье, 00:26 | Сообщение # 5
Администратор сайта
Группа: Администратор
Регистрация: 04 Мая 2006
Откуда: Россия, Москва

Сообщений: 1951
Репутация: 68
Ждал я, кто-нибудь ответит и подключится к обсуждению. Хрен… Куда там!
stmatros, безусловно, что это не тупой процесс превращения в революционера и негодяя и что не все подряд проходят «по этапу» это развитие. Но знаешь, если брать картину в целом, чего я не люблю (относительно людей), то массовый «прогресс» в сторону «духовной пустоты» имеется. Причём, как мне кажется, он частенько маскируется под противоположным лже-чувством «свободного знания», основанного на прогрессе.

Далее. Если мы будем всё время брать как пример представителей культуры, то, поскольку имеются сложившиеся стереотипы, это всегда будет мешать и отвлекать. Вот, например, я помню, что в школах про всех писателей XIX в. рассказывают так востороженно, что пока сам не почешешься, не поймёшь, что такое Салтыков-Щедрин, Некрасов и вся свора из «Современника» и что такое Достоевский и Чехов. Все писатели предстают дружной весёлой компанией, который сидят за одним столом и довольные пишут, улыбаясь и радуясь друг за друга, свои бессмертные произведения. Хотя какие были споры и какова полемика даже, например, между Достоевским и Лесковым?! wink

Quote (stmatros)
музыка сама по себе такой предмет, что исключает те самые «пустоту» и «иссушенность»

Учитывая то, что сейчас стали называть музыкой и кого композиторами, можно спорить с утверждением. smile
К примеру, сейчас жду 0:40, чтобы посмотреть хоккей по Первому каналу, а там тем временем какие-то гламурные бомжи пляшут на постаменте, в окружении розовомаечных поклонниц… или поклонников. Не разберёшь уже!

Quote (stmatros)
о ней, конечно, просто преступно говорить в разделах, посвященных истории

Раздел у нас историко-культурный… пока. Я думаю ,что музыка, хотя и является более абстрагированным от истории, от времени видом искусства, может обсуждаться здесь, но не по своей сути, а как компонент. За всем остальным в другой раздел.

Добавлено (12 Ноября 2006, 00:26)
---------------
А «Кандид» и «Простодушный» весьма забавные произведения. Я ни в коей мере не желею о прочтении. Я не знаю, что тебе они так не приглянулись. Неплохое вечернее чтиво.


Сайт · Блог · LiveJournal
http://klisunov.ru/
stmatros 12 Ноября 2006, Воскресенье, 03:32 | Сообщение # 6
Завсегдатай
Группа: Particolari
Регистрация: 08 Мая 2006

Сообщений: 331
Репутация: 9
Тут уж шо уж... "Прогресс" на лицо и на лице. Но я хочу сказать, что этот "прогресс" не для всех, а уж тут без людей не обойтись. И я надеюсь, что некоторым школьные стереотипы всё же не будут мешать воспринимать дела этих людей в истинном свете.
Как и любое новое явление, Просвещение, условно говоря, имело и негативное влияние на мозги. Но, например, романтизм, который я здесь защищаю, без Просвещения немыслим. И я не согласен с тем, что романтизм авторы статьи, посвящённой Совещанию, напрямую связывают с "революционными катаклизмами". Возможно, я защищаю своё собственное представление о романтизме, которое основывается на деятельности тех представителей этого течения в культуре, которых я перечислил выше.
Я тоже не жалею о прочтении "Кандида" с "Простодушным". Да, забавно и не больше.
http://epistema.ucoz.ru/
Алексей 26 Января 2007, Пятница, 13:41 | Сообщение # 7
Бывающий
Группа: Particolari
Регистрация: 12 Мая 2006
Откуда: Россия, Moscow

Сообщений: 183
Репутация: 3
Честно говоря, не вижу пока никакой дискуссии: stmatros пишет про одно, Сережа - про другое (по крайней мере, мне так кажется). Выскажу свое мнение по поводу Просвещения и Вольтера, коль начали. Что касается Просвещения, то оно уж никак не могло "иссушить" духовную жизнь человека: имей мужество пользоваться своим умом! Вот это я понимаю! Какое уж тут "иссушение"?! Не хочу сказать, что все сразу стали применять этот принцип в жизни, но все же. Для меня Просвещение связано именно с этим. Романтизм - логическое продолжение, одно выходит из другого, по-моему так.
Что касается Вольтера, то для своего времени это выдающийся человек. Его произведения стоит рассматривать в контексте эпохи. Сейчас это явно неактуально.
http://epistema.ucoz.ru/
Серёжа 27 Января 2007, Суббота, 18:40 | Сообщение # 8
Администратор сайта
Группа: Администратор
Регистрация: 04 Мая 2006
Откуда: Россия, Москва

Сообщений: 1951
Репутация: 68
Quote (Алексей)
…имей мужество пользоваться своим умом!

Это всего лишь Кант… Он, может, и представлял себе, что значит пользоваться умом и само понятие ума осознавал, наверное, более чётко, но ведь нужно брать не только самих просветителей. Вопрос стоит об их влиянии на остальных людей. Это как Достоевский писал, что Белинский и его клика, вероятно, удивились, увидев своих «последователей» спустя десятилетия. А спустя ещё несколько десятилетий после Достоевского эффект был бы вообще разрывной.
Хотя, может, я себе и местами противоречу, так как считаю всё же, что каждый человек ответственен за себя и свои поступки.
Действительно, Лёх, мы тут, возможно, каждый о своём говорим. Я пытаюсь пропихивать свои идеи о несовершенстве разума и всех теорий, построенных на этом зыбком утверждении; Диман просто не может вырвать Шопена из среды романтизма и пытается оставить его там, изменив суть романтизма, рассматривая его с уголка высокой художественной культуры, а ты просто подключился smile .

Не знаю, как судить об «актуальности» Вольтера — мне кажется, ты и сам не представляешь, что это значит. Я вообще не знаю, что такое «актуальность» и как её оценивать. То, что Вольтера не читают люди в парках и не переиздают его сочинения гигантскими тиражами, ещё не значит, что содержание трудов его в наше время не более, чем отвлечённое литературное художество XVIII в. Я сужу так, — и считаю, что таким образом можно судить об актуальности — если, прочитав то или иное произведение, человек решает какую-либо проблему или открывает для себя что-то, проливающее свет на интересующие его вопросы и т.д., то такую книгу — или что там — можно считать «актуальной»… для этого человека. Массовая актуальность это уже либо сфера массовой культуры или массового помешательства, которые часто идут рядом, — мода, одним словом.


Сайт · Блог · LiveJournal
http://klisunov.ru/
Алексей 28 Января 2007, Воскресенье, 21:55 | Сообщение # 9
Бывающий
Группа: Particolari
Регистрация: 12 Мая 2006
Откуда: Россия, Moscow

Сообщений: 183
Репутация: 3
Я не говорю, Серег, про массовую актуальность - Вольтер может быть актуальным еще много веков (отвлеченно - для человека, на которого прольется свет после прочтения его книги). Но сейчас, может быть к сожалению, его "Кандид" абсолютно не соответствует нашей эпохе, не актуален ей (а не личности или массам). Пусть его издадут миллионными тиражами и разрекламируют, сомневаюсь, что его будут читать.
http://epistema.ucoz.ru/
Серёжа 05 Февраля 2007, Понедельник, 04:47 | Сообщение # 10
Администратор сайта
Группа: Администратор
Регистрация: 04 Мая 2006
Откуда: Россия, Москва

Сообщений: 1951
Репутация: 68
А что же тогда является этой «эпохой?
По-твоему, что издаётся и читается миллионными тиражами, то и интересно-актуально. Тогда получается что всё же «массы» (непонятное тоже слово, у меня прежде всего возникает ассоциация с творожной массой) влияют. Нет, не так я понял?
Кстати, ещё не факт, что Вольтера не стали бы читать. Ведь на толпу давно умеют влиять, и если какой-нибудь доброхот вдруг вознамерился бы внедрить зачем-то Вольтера в ряды повседневных писателей, то сделал бы это. Снял бы пошленький фильм по «Кандиду», например… smile
Так… Ладно…
«Массы», «эпоха», «актуальность»… Не хватает ещё слово «классы», чтобы окончательно угробить тему. Давайте вернёмся к сути обсуждаемого явления, а то у меня появляется желание защищать Вольтера от упрёков в его адрес по поводу «актуальности»… Фи!

Сайт · Блог · LiveJournal
http://klisunov.ru/
Алексей 09 Марта 2007, Пятница, 19:11 | Сообщение # 11
Бывающий
Группа: Particolari
Регистрация: 12 Мая 2006
Откуда: Россия, Moscow

Сообщений: 183
Репутация: 3
Я может и ошибаюсь, но 19 и 20 века немного отличаются друг от друга. Следовательно, можно выделить эпоху - обычное слово, не знаю, чем оно тебе не понравилось.
А Вольтер из другой эпохи, вот он и неинтересен.
http://epistema.ucoz.ru/
serjjj 28 Ноября 2010, Воскресенье, 21:15 | Сообщение # 12
Новичок
Группа: Новички
Регистрация: 28 Ноября 2010
Откуда: Россия, Челябинск

Сообщений: 2
Репутация: 0
Программно-методический комплекс "Философия"ОТИ НИЯУ МИФИ"
http://arkadijzakharov.narod.ru/tren.htm
"Философия - определения"
"Философия – основные идеи и принципы философии"
"Философия – латино-англо-русский словарь философских терминов"
"Философия – латинские религиозные термины"
"Основные идеи и принципы философии"
"Философия - портреты"
"Философы на иностранном языке с портретами"
"Иоганн Иоахим Винкельман "
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

© 2006—2008, Форум сайта «Эпистема». Сайт управляется системой uCoz