Карл Рэймонд Поппер (1902-1994)
Австрийский и английский философ
Книга Карла Поппера «Нищета историцизма» (1993 г.) посвящена критике историцистского метода познания. Главный недостаток, который философ ставит ему в упрёк, это возможность предсказывания будущего. Автор пишет о том, что ни при каких обстоятельствах его нельзя предсказать, поскольку это противоречит самому понятию «науки», в целом, и критическому методу, в частности. Нельзя понять того, что ещё не произошло.
Впрочем, Поппер указывает на то, что в определённых случаях, когда исследователь обладает широким набором фактов, в том числе статистических, будущее можно «проектировать». Но и здесь «проект» носит характер краткосрочного плана, а не строго детерминированного, с оттенком фатализма, предсказания.
Несмотря на то, что исследователя волнуют в первую очередь общие теоретические вопросы научного метода, основной удар его критики приходится на марксистскую методологию. Автором осуждается идеологическая заданность (когда идеология чрезмерно влияет на познание исторической действительности), поверхностный анализ (в особенности будущего) и детерминизм исторического процесса.
Поппер защищает в своей работе принципы демократического государства. Можно сказать, что это побочная цель его исследования. Осуждая методы исторических исследований, принятых в Советском Союзе, он, вольно или невольно, подталкивает читателя к проведению параллелей между политическими режимами на Западе и на Востоке. В исследовании, которое, казалось бы, посвящено философии истории, появляются политические, конъюнктурные оттенки. И это логично, поскольку Поппер известен как один из наиболее выдающихся и последовательных защитников демократических ценностей.
Один из главных недостатков историцизма состоит в том, что он ставит перед наукой задачу предсказывания будущего. Отсюда вытекают другие "погрешности" этого метода: интуитивное понимание истории, убеждённость в собственной правоте, отрицание связи с естественными науками, вера во влияние предсказания на предсказанное, вера в невозможность проведения экспериментов и отрицание их ценности. Поппер критикует холическую (от греч. "ολο" – целый) теорию историцистов, которой свойственно проведение связей между социальным и биологическим развитием (хотя «речь не обязательно идёт о биологической теории социальных структур», с. 27 нижеуказанного издания). Речь может идти также о теории группового духа, как носителя групповых традиций.
О методах исторической науки, которые Поппер рассматривает в качестве обоснованных и пригодных для исследования, он говорит в отдельных главах своей работы. Одной из новаторских идей в этой части книги является принцип социальной инженерии, о которой я упомянул чуть выше. Одним из отличий предсказывания от проектирования состоит в признании ценности за историческим, социальным экспериментом.
В заключение Поппер пишет: «Разгадывание целей, будучи весьма далёким от научного способа мышления, несомненно, наложило отпечаток на самые современные историцистские теории. В любой версии историцизма выражено чувство устремлённости в будущее – будущее, которое приближают некие необоримые силы» (Поппер, К. Нищета историцизма. М., 1993. С. 183).