Карл Теодор Ясперс
(1883—1969)
Немецкий психолог, историк и философ
Удивительным образом на страницах монографии Карла Теодора Ясперса «Смысл и назначение истории» сплелись тонкие наблюдения над человеческой природой и закономерностями истории! Эта книга — единственная за последнее время (исключение составляет только труд Г. Т. Бокля), которая не только поразила моё воображение глубиной мысли автора, но и заставила посмотреть на «старые» проблемы в новом ракурсе.
Исписанная, и обговоренная, и всё-таки остающаяся под всеобщим вниманием тема «демократии» высвечивается Ясперсом — возможно «бессознательно» — в контексте «осевого времени», как продукт истории, явивший себя в небольших по площади, но таких огромных по значению уголках Европы, как Швейцария, Голландия и, конечно, Англия…Сама идея «демократии», идея, которую после прочтения книги уже не хочется касаться (чтобы оставить то, созданное о ней Ясперсом впечатление) выглядит «преходящей» в своей «вечной» функции обеспечения гражданину равных прав и возможностей. Но в робких описаниях будущего историк не даёт — да и не может дать, исходя из его рассуждений — модели общества, в котором демократические институты уступили бы своё, главенствующее, место другим или вовсе бы исчезли. Ясперс не рисует утопии, в его идеях нет законченности — и это выводит философский труд историка на новые глубины, на новые уровни понимания прошлого и настоящего.
Процитируем лишь одну фразу немецкого учёного, которая — может или нет — охарактеризует часть его труда:
«Привести людей к свободе — значит привести их в такое состояние, когда они будут в разговоре открываться друг другу». (К. Ясперс. Смысл и назначение истории. М., 1994. С. 170).