А. Лукашкина. Психологические основания охоты на ведьм в эпоху раннего Возрождения.
Введение
Ведьмы, как все таинственное и не до конца понятное, занимали и занимают умы многих людей. Процессам ведьм, инквизиции и колдовству посвящено много трудов. Как видно из заглавия, цель данной работы — выявить психологические обоснования охоты на ведьм, начавшейся в эпоху раннего Возрождения. Здесь следует сделать важную оговорку: психологические обоснования охоты на ведьм следует искать в среде сельской, деревенской, но никак не в среде людей, обладающих властью в городе. У них для охоты на ведьм обоснования были, наверняка, лишь политические. О последних также будет говориться в работе, поскольку порой два вида обоснований тесно переплетаются.
Следует точнее сказать о хронологических рамках исследования. И. Р. Григулевич отмечает, что преследование колдовства вплоть до XIV в. никогда не носило массового характера[1]. Судебные преследования ведьм на большей части Западной Европы сошли на нет к 1670-м годам[2] — определяет верхнюю временную границу У. Монтер. Таким образом, нас интересует период с XIV в. до 70-х годов XVII в.
Говоря о территориальных рамках исследования, мы затрагиваем один из интересных аспектов охоты на ведьм — процессы ведьм являлись принадлежностью лишь передовых стран христианского мира[3].
Итак, цель работы — выявить психологические причины охоты на ведьм. Выше уже было указано, что ее причины кроются, по-видимому, в психологии деревенских и слабо образованных городских жителей. Для того, чтобы достигнуть поставленной цели, нам надо будет ответить на ряд вопросов: почему охота шла именно на ведьм — женщин; почему эта охота начинается именно в эпоху раннего Возрождения, что на первый взгляд кажется странным; какие именно колдовские действия производят ведьмы; и, наконец, на основе этих вопросов мы постараемся выявить психологические причины охоты на них.

Обзор источника
«Молот ведьм» (Malleus Maleficarum) был создан в 1486 г. Яковом Шпренгером (деканом Кёльнского университета) и Генрихом Крамером. Оба они принадлежали к ордену доминиканцев, цель которого заключалась в борьбе с ересями и их искоренении. Дж. Б. Рассел в своей монографии определяет задачу Крамера и Инститориса как последовательное опровержение всех возражений относительно реальности ведовства[4]. Это действительно так. В первом же вопросе «Молота ведьм» — существует ли колдовство — утверждается, что колдовство существует, и отрицание этого факта еретично.
Молот ведьм состоит из 3 частей:
— Часть 1. О трех силах, составляющих колдовство, а именно: о дьяволе, о колдуне и о божьем попущении.
— Часть 2. О способах околдования и о том, как таковое можно снять. В этой части ставятся 2 главных вопроса: кому колдун не может вредить и может ли кто-либо быть настолько охраняем ангелом-хранителем, что не бывает околдован ведьмами ни одним из ниже приведенных средств?
— Часть 3. Формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, обеспечения ее осуждения и вынесения приговора.
— Послесловие.
Священник Монтегю Соммерс пишет об этом труде: «Даже те, кому в настоящее время страницы этого энциклопедического учебника могут показаться фантастическими и крайне нереальными, должны признать глубину изложения, неустанную заботу и скрупулезность, с которыми этот необъятный сюжет трактуется и ясно прослеживается указанными авторами во всех ответвлениях и тончайших сложностях»[5]. Действительно, труд более чем скрупулезно доказывает существование ведьм, приводя многочисленные примеры их злодеяний. Авторы неубедительны в одном: приводя признания самих ведьм в колдовстве, они говорят, что показания были даны под пыткой. Зная о жестокости пыток Инквизиции, мы можем считать большую часть подобных показаний ложными. Авторы же упорно делают вид, что такая мысль не приходит им в голову.
Но главное — источник четко отображает психологию и менталитет времени, в которое он был создан и, следовательно, подходит для раскрытия данной темы.

Часть 1. Виды околдования
Здесь мы увидим, каких именно действий со стороны ведьм опасались обитатели городов и деревень. «Молот ведьм» приводит многочисленные примеры деяний ведьм. Перейдем к тем примерам околдования, о которых упоминает источник.
Ведьмы могут вредить людям шестью способами:
1. Внушают мужчине порочную любовь к какой-либо женщине, либо женщине к мужчине;
2. Стараются посеять ненависть или зависть;
3. Т.н. «околдованные» мужчины не могут сожительствовать с женщинами или, наоборот, женщины с мужчинами. Также ведьмы вызывают выкидыши. Ведьмы могут препятствовать способности к деторождению или любовному наслаждению (МВ с. 470). Ведьмы способны мешать браку, околдовывая его: «Если в брак проникает колдовская порча еще до плотского соития, то она в случае длительности мешает заключенному браку и даже его разрушает» (МВ с. 408). Кроме того, страх перед ведьмами захватывал и одну из священных сфер брака — детей. Боязнь за детей распространялась и на новорожденных, и на подросших детей. Источник упоминает о повивальных бабках-ведьмах, предупреждающих различными способами зачатие во чреве матери, производящих аборты и посвящающих новорожденных демонам: «Никто не вредит католической вере больше, нежели повивальные бабки» (МВ с. 481). Ведьмы пожирают младенцев или посвящают их дьяволу (МВ с. 481). Приводится и свидетельство человека, который напал ночью на собрание женщин, на котором он увидел, как убили мальчика и как присутствующие пили его кровь и пожирали его тело (МВ с. 411). Боязнь диких животных переплетается со страхом за детей: «Молот ведьм» упоминает «о волках, которые время от времени с большой хитростью и ловкостью крадут из домов взрослых и детей их пожирают» Подобные нападения волков также считаются бесовским наваждением, происходящим с помощью ведьм (МВ с. 480). Подобный страх, по-видимому, был присущ деревенским жителям. Надо отметить, что особо пристальное внимание при описании видов злодеяний ведьм уделяется именно околдованию ведьмами способности к продолжению рода. Находят они и обоснование том, что бог широко допускает возможность околдования этой способности: «Бог широко допускает околдовывать эту силу (силу деторождения), и не только ради постыдности полового акта, но также и потому, что тление через первородный грех праотца передается всему человеческому роду (МВ с. 515)». Сексуальные козни дьявола — излюбленный сюжет средневековых богословов и инквизиторов[6];
4. Причиняют болезнь человеку в каком-либо члене. Нет такой болезни, которой не могли бы ведьмы наслать на человека с Божьего попущения (МВ с. 580). Этот вид околдования тоже подробно описывается в источнике. Взгляд ведьм считался столь опасным, что им запрещалось на допросах смотреть на присутствующих, «сглазом» стали объясняться неудачные роды, параличи, импотенция, бесплодие и многие другие заболевания, в особенности имеющие психосоматическую природу[7];
5. Отнимают у людей жизнь;
6. Лишают возможности пользоваться разумом.
Приводятся и примеры, когда ведьмы вызывали градобитие и грозы, вызывая тем самым неурожаи и голод.
Чтобы достаточно подробно описать «деятельность» ведьм, не следует упускать и способов околдования. Околдование может производиться как прикосновением, так и без него — например, взглядом, о чем упоминалось выше. Кроме того, ведьмам приписывалось и использование всевозможных «приспособлений» для колдовства: «для свершения чародейств они должны с помощью демонов пользоваться разными предметами, как, например, шипами, костями, волосами, деревом, железом и т.п». (МВ с. 415).
Кроме того, утверждают авторы, «ведьмы всегда действуют совместно с демонами, и один без другого ничего не может достигнуть» (МВ с. 421). Демоны эти — инкубы и суккубы. «Они извращают чувства, исследуют потребности, мешают бодрствующим, вспугивают спящих в сновидениях, приносят болезни, вызывают бури, превращают себя в ангелов света, всем несут ад… Они всегда ищут путей сократить жизнь человека (МВ с. 479). Они через порок сладострастия портят и человеческую душу, и тело и этим делают их восприимчивее ко всем порокам (МВ с. 480)», «Демон может воздействовать не только на наши восприятия, но и на наш рассудок, затемняя его» (469), — так описывают деяния демонов Шпренгер и Инститорис.
Нагнетая напряжение, авторы «Молота ведьм» утверждают, что «эта ересь (ересь ведовства) отличается и тем, что из всех видов кудесничества она обладает наибольшей степенью злобы» (МВ с. 460).
Итак, страх перед ведьмами базируется на основных инстинктах человека: инстинкте размножения, защиты потомства, здоровья и дома.

Часть 2. Почему охота ведется именно на женщин?
Уже из заглавия источника ясно, что охота ведется именно на ведьм-женщин. «Молот ведьм» утверждает, что именно женщины склонны к чародейству и к сотрудничеству с дьяволом.
Таким образом, следует поставить важный вопрос: почему ведьмовство — сугубо женская прерогатива? Шпренгер и Инститорис приводят этому следующие причины: 1. Они (женщины) легковерны. Демон жаждет главным образом испортить веру человека. Этого легче всего достигнуть у женщин. 2. Они скорее подвержены воздействию со стороны духов вследствие естественной влажности своего сложения. 3. Их язык болтлив. Все, что они узнают с помощью чар, они передают подругам.
В среде исследователей существуют разные мнения по этому вопросу. Например, Джеффри Бартон Рассел считает, что участие в колдовстве именно женщин было своеобразной формой протеста против засилья мужчин[8]. Нам более логичным кажется предположить, что засилье мужчин не провоцировало протеста женщин. Скорее охота на женщин шла именно по причине доминирующей роли мужчин в обществе и, как следствие, приниженной роли женщин и их беззащитности. Григулевич в своей «Инквизиции» утверждает, что обвинение именно женщин соответствовало церковной традиции, рассматривавшей женщину как виновницу «первородного греха»[9]. Последнее обоснование, учитывая оговорку, сделанную во введении, о двух слоях обоснований охоты на ведьм, сложно считать верным. Маловероятно, что в среде необразованных людей именно «первородный грех» был причиной, по которой женщины, а не мужчины, считались ведьмами. Подобное объяснение, скорее, могло существовать в высокообразованной среде, которой ближе были политические обоснования охоты.
На наш взгляд, говоря о причинах охоты именно на ведьм — женщин, достаточными можно считать доводы Шпренгера и Инститориса. Сложно не согласиться с тем, что большинство женщин куда «злоязычнее» мужчин и, само собой, болтливее. Помимо этого, у женщины — в особенности в период Средневековья — было меньше возможностей ответить на агрессию напрямую, физически. Следовательно, ответ женщин на агрессию заключался скорее в эмоциях, чем в прямых действиях. К примеру, в ситуации, приведенной в источнике, когда старуха, которую толкнул мужчина, сказала, что «ему это так не пройдет», в то время как мужчина просто ответил бы обидчику тем же. В итоге мужчина заболел (возможно, просто по стечению обстоятельств), а женщина была обвинена в колдовстве. Отметим здесь также более высокую способность женщин к восприятию чувств и мыслей других людей и, как следствие, более высокую возможность влиять на оные. Мы не отрицаем возможности влиять на чувства и физическое состояние других людей — но не будем называть это колдовством.

Часть 3. Почему охота на ведьм начинается в эпоху Возрождения?
Ведьмы и костры, на которых их сжигали — вот что ассоциируется у очень многих с понятием «Средневековье». С понятием же «Возрождение» ассоциируется совсем другое. И тем не менее, охота на ведьм велась именно в эпоху Возрождения. Почему именно охота за ведьмами начинается на пороге Возрождения и продолжается в период абсолютизма, т.е. в относительно просвещенную по сравнению с глубоким средневековьем эпоху? Этим и интересно изучение охоты на ведьм — своей несвоевременностью. Поразительная «несвоевременность» процессов ведьм… придает им чрезвычайный интерес[10], — отмечал исследователь Сперанский. Вера в ведьм и их maleficia, казалось бы, не могла сосуществовать с развитым обществом, которому уже известно было книгопечатание. Но, как это ни странно, вера в ведьм не то что не считалась в этом обществе суеверием, но и активно «насаждалась» сверху.
Что особого происходило в данный период времени, что заставило людей, живших в эпоху гуманизма устроить почти первобытно-жестокую охоту? И чего не хватало — или, наоборот, было слишком много в раннем Средневековье, чтобы охота на ведьм началась тогда?
Начало охоты на ведьм можно объяснить политическими причинами: раннее Новое время ознаменовалось во многих странах победой светской власти над церковной. Таким образом, церковь нуждалась в упрочении своих позиций. Для этого следовало изобрести что-то, что привлекло бы на сторону церкви множество людей и убедило их в предельной важности церкви как организации для нормальной жизни. Подобный же довод приводит Григулевич в своем исследовании: «такого рода процессы… убеждали верующих в том, что только церковь и инквизиция могут уберечь их от кошмарных козней сатаны и его гнусного воинства»[11]. Эта точка зрения близка и Расселу: по его мнению, отчасти бурный рост феномена ведовства объясняется разрушением идейных и институциональных устоев средневекового общества[12]. Здесь же заметим, что к 14 в. — времени начала охоты на ведьм — уже окончательно сформировалась церковная догматика. И вот — увлекательным занятием, которое должно было привлечь внимание к церкви, становится охота на ведьм. Сюда можно добавить и появление и распространение протестантизма, который стал еще одним фактором обострения отношения к ведьмам. Например, У. Монтер приводит такую цитату: «пастор Франсуа Перро (протестант — А.Л.)… жаловался на нападки французских католиков «из-за количества ведьм, которые, по их словам, были сожжены, особенно в кантоне Во; из этого они делают вывод, что причина тому — в нашей вере»[13].
«Молот ведьм» пронизан богословскими рассуждениями, ссылками на Canon Episcopi и т.п. Авторы дают объяснение даже тому, почему бог позволяет ведьмам творить злые дела. Таким образом, охоте на ведьм дается почти научное обоснование. Ведьма объявляется тем самым врагом общества, который так ему необходим: «Ведьма, получившая благодаря таинству святого крещения состояние непорочности и снова покидающая его, тем самым грешит несравненно больше, чем сатана» (МВ с. 440). Ведьмы в источнике называются также апостатами — отпавшими от бога и от религии. Исходя из этого, мы можем предположить, что колдовство осуждается именно в позднем Средневековье, так как в раннем апостазия была невозможна в силу отсутствия единой централизованной церковной организации и устоявшихся догматов.
Охоте на ведьм следовало придать четкую и определенную форму: ведовство было объявлено ересью. Но не одной из многих существовавших, а самой страшной и опасной: «Позорные дела ведьм превосходят все другие преступления. Они подлежат наказанию вдвойне: как еретики и как апостаты» (495). Стержнем ведовства, в отличие от колдовства и ереси, являлся культ дьявола[14]. Отличие колдовской ереси от других ересей состояло в том, что «она не только через нарочитые, но и через просто заключенные договоры стремится вредить Творцу и его созданиям». Григулевич отмечает, что объявление колдовства ересью было необходимо для того, чтобы колдовство и ведовство превратились в объект массового преследования и стали подсудными инквизиции[15].
Здесь мы заканчиваем говорить о политических предпосылках возникновения охоты на ведьм именно в эпоху Возрождения, и переходим к психологическим.
Существует множество теорий, пытающихся объяснить, почему началась эта охота. Одни из них более, другие менее правдоподобны и логичны. Эти теории схожи в одном: они являются абсолютизацией какого-либо фактора, который мог подтолкнуть начало охоты, и придания этому фактору первостепенного значения. Но, на наш взгляд, такого единого фактора не может существовать — практически ни одно историческое явление не может быть объяснено каким-либо одним фактором.
Джеффри Бартон Рассел отмечает, что общественное сознание в 15 веке стало как никогда восприимчивым к идее ведовства. Как факторы, способствовавшие этому, он отмечает роль неоплатонизма и появления печатного станка[16]. Но, опять же, неоплатонизм и печатный станок, скорее всего, имели мало распространения в среде, обоснования охоты на ведьм для которых были именно психологическими. Впрочем, не будем отрицать роль печатного станка, с помощью которого стало возможно создавать множество экземпляров какой-либо книги, в том числе «Молота ведьм», что несомненно поспособствовало увеличению масштабов охоты на ведьм.
Некоторые исследователи объясняют начало охоты на ведьм следствием Столетней войны и эпидемии чумы, охватившей Европу в XIV в. Но войны, эпидемии и голод случались и раньше. Таким образом, Столетняя война и эпидемия чумы могли послужить единым фактором, побудившим людей к охоте. В том, что этот фактор мало что доказывает, соглашаются исследователи Джеффри Бартон Рассел и Н. Сперанский.
Перейдем к следующей точке зрения. И. Р. Григулевич считает преследование ведьм следствием многовековой борьбы церкви с еретиками. Инквизиция, по его мнению, своей террористической деятельностью создала атмосферу всеобщей подозрительности, заразила манией преследования многих церковных иерархов и богословов. Таким образом создавался христианский образ жизни[17]. Это объяснение начала преследования ведьм кажется нам необоснованным. Жак Ле Гофф и Марк Блок отмечали, что страх являлся неотъемлемой, а зачастую и доминирующей чертой мировосприятия людей еще в раннем Средневековье. Таким образом, вопрос, почему охота началась не в раннем Средневековье, остается без ответа.
Очень интересен подход Н. Сперанского к этому вопросу — он подходит к нему с другой стороны, пытаясь истолковать не причины враждебного отношения к ведьмам в позднем Средневековье, а причины спокойного отношения к нему в раннем. Вот что он пишет: «Мы… с психологической стороны едва ли не главным источником подобного спокойствия (по отношению к колдовству в раннем Средневековье — А.Л.) должны, по-видимому, считать самую распространенность волшебства»[18]. Подобным же образом Вильям Лекки объясняет поразительно спокойное отношение к волшебству самого темного периода в истории умственного развития Европы именно его темнотою[19].
Интересный вопрос — где искать причины начала охоты на ведьм именно в эпоху Возрождения: в том, что появилось нового или же в том, что осталось старого? Сперанский приводит точку зрения католических историков Янсена и Дифенбаха, с которой не согласен: по их мнению, если первые века новой истории были запятнаны безумно жестоким гонением на ведьм, то виновато здесь было не то, что в эту эпоху осталось старого, а то, что в ней действительно было ново. Новым фактором, обострившим до последней степени исконный общечеловеческий страх перед колдовством, было прославленное обновление религиозной жизни Западной Европы гуманизмом и протестантизмом, прославленная реформация. По его мнению, общество, освободившись от опеки римской церкви, быстро дичает и, может быть, самым резким, самым характерным проявлением этого одичания служит именно невиданное в прежние времена развитие процессов ведьм[20]. По мнению же самого Сперанского, если ведьм в конце 16 столетия погибало несравненно больше, чем веком раньше, то виновато в этом было не ослабление, а усиление церковно-школьной опеки над общественною жизнью[21]. В позднее Средневековье рост влияния неоплатонической демонологии и теологической демономании создавал почву для того, чтобы подозревать в одержимости даже психически здоровых людей[22]. Ведьмы вселяли ужас в людей, и этот ужас, в свою очередь, укреплял убежденность ведьм в своих магических способностях. В какой-то степени будет справедливо сказать, что ведьмы делали именно то, чего от них ждали, и делали это в силу существовавших ожиданий[23].

Часть 4. Основания охоты на ведьм
Итак: каковы, все же, были общие основания охоты на ведьм? Авторы «Молота ведьм» объясняют борьбу с ведьмами их богопротивностью, тем, что те оскорбляют величие церкви. Выше мы уже отметили, что у власть имущих, и у авторов «Молота ведьм» причины к борьбе с ведьмами были скорее политическими, чем психологическими. Сложно представить, чтобы малообразованные горожане и сельские жители сильно беспокоились о величии церковной организации. Причины, по которым они активно включались в жестокую охоту, были намного более просты. Как отмечает в своем исследовании Н. Сперанский, страстная ненависть к ведьмам… направлена была в сущности не столько против оскорбительниц Божьего величия…, сколько против опаснейших колдуний, грозивших ежеминутно жизни, здоровью и имуществу своих ближних[24]. Сделаем сначала оговорку о тех основаниях, которые психологическими считать нельзя. Все очень просто: обвинить неугодную соседку в ведовстве — и неугодной соседки больше нет. Очевидно, что в любую эпоху гонений избавиться от «чуждого элемента» какому-либо сообществу становится очень просто. Это весьма логичное замечание приходило в голову многим исследователям, в том числе Н. Сперанскому: «в большинстве случаев гонения на ведьм бесспорно осложнялись игрою множества низких страстей и корыстных расчетов людей, пользовавшихся трепетом общества перед „адским сообществом ведьм“ лишь как орудием»[25]. О том же самом говорит Джеффри Бартон Рассел — и сразу же вспоминается пример Жанны д?Арк: «Многие обвинения ведовского характера были сфабрикованы, чтобы раздуть дело в отношении человека, у которого осталось слишком мало влиятельных друзей, но зато имелось множество могущественных политических врагов»[26]. Таковы предпосылки частных лиц к охоте на ведьм. Правительство, со своей стороны, так же легко могло воспользоваться ведьмами, когда надо отвлечь общество. Логично предположение Григулевича, что наличие дьявола позволяло списать на его счет все человеческие слабости и мерзости, все недостатки и пороки церкви и самих церковников[27]. Приведем пример источника: градобитие, случившееся в Констанцской епархии, лишили ее жителей урожая винограда на три года. Само собой, это вызвало огромное неудовольствие и волнения. В этой ситуации, которая может вылиться в беспорядки, требуется найти виновного и, таким образом, успокоить общественность. Такие виновные находятся быстро: это ведьмы Агнесса и Анна. Их пытают, они сознаются в том, что гроза вызвана ими. Виновные сожжены, епархия продолжает жить своей спокойной жизнью и ждать винограда (МВ с. 596).
Феномен практически любого общества состоит в том, что для нормального функционирования ему нужен враг. Такой, на которого, при желании, можно возложить вину за все неприятности. Само собой, образ врага должен соотноситься с образом и мировосприятием соответствующей эпохи. И в данный период времени таким врагом становятся ведьмы. Страх перед ведьмами и, как следствие, охота на них, активно насаждается. Набожность и благочестие, суеверия и нетерпимость — все эти разные стороны жизни христианского мира в эпоху позднего средневековья на локальном уровне сливаются в единый образ. Страх перед адом и ведьмами, тревога и беспокойство не исчезли из сознания верующих[28]. Мы уже говорили о двойственности обоснований охоты на ведьм. Теперь вспомним, что система мировосприятия людей меняется медленно, и начало новой исторической эпохи не означает полного отказа от старой системы ценностей. Менталитет простых людей к началу эпохи Возрождения оставался тем же, что и раньше. Важной его чертой была общинность. Любой, кто каким-либо образом выделялся из коллектива, мог вызывать подозрение и недоверие. Именно на такого человека удобнее всего возвести вину за неурожай или болезнь. Вера в существование ведьм, присущая раннему Средневековью, сохранилась и в XIV в. Я. Канторович, говоря о реакции против преследования ведьм, акцентирует внимание на важном аспекте: противники этой охоты вовсе не отрицали существования ведьм, а протестовали против жестокости пыток, используемых на допросе[29].
Таким образом, ведьмы стали идеальным врагом для эпохи Возрождения. Они не казались чем-то надуманным и нереальным, а своей богопротивностью они повышали авторитет церковной организации как главного борца с ними.

Заключение
Страх перед ведьмами и, как следствие, охота на них, были результатом многих факторов, влиявших на сознание людей эпохи раннего Возрождения и раньше. Страх этот базировался на простейших человеческих чувствах и инстинктах — в основном, инстинкте размножения и защиты потомства. Ведьмы не были чем-то необычным для данной эпохи, в их существование и злодеяния верило подавляющее большинство. Кроме того, масштабному распространению охоты на ведьм способствовало то, что ведьмы были женщинами, чья политическая и социальная роль были практически сведены к нулю; то же касается и их социальной защищенности.



Обзор литературы
Арнаутова  Ю. Е. «Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века» СПб, 2004. В работе рассматриваются народно-медицинские представления и практика, представления о болезни в период раннего и развитого средневековья. Соответственно, рассматриваются и одержимость, и «бесовские эпидемии» как болезни, часто случавшиеся в интересующий нас период.
Григулевич  И. Р. «Инквизиция» М., 1976. Монография вполне в духе времени — осуждение христианства, инквизиция как его главное уродство. Тем не менее, это хорошая работа, рассматривающая историю инквизиции по регионам. Также в ней содержится подробное описание системы осуждения ведьм.
Канторович  Я. «Средневековые процессы о ведьмах» (в сб. «История инквизиции» Харьков, 2002). Автор подробно исследует систему проведения следствия над ведьмами. Он исследует одержимость как «болезнь века», по причине которой именно борьба с ведьмами была распространена в 14-17 вв. в Европе.
Монтер  У. «Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени» М., 2003. Автор ставит целью изучения развития идей терпимости и нетерпимости в странах, разделенных конфессиональными барьерами. Он подробно рассматривает путь Европы от религиозных конфликтов 16 века к относительно миролюбивому скептицизму эпохи Просвещения.
Рассел Джеффри Бартон «Колдовство и ведьмы в Средние века» СПб, 2001. Главный вопрос монографии — что представляет собой феномен ведовства. Рассматриваются причины охоты на ведьм, территориальное распространение гонений.



Библиография
Арнаутова  Ю. Е. «Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века» СПб, 2004;
Григулевич  И. Р. «Инквизиция» М., 1976;
Канторович  Я. «Средневековые процессы о ведьмах» (в сб. «История инквизиции» Харьков, 2002);
Монтер  У. «Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени» М., 2003;
Рассел Джеффри Бартон «Колдовство и ведьмы в Средние века» СПб, 2001.



Комментарии
[1] И. Р. Григулевич «Инквизиция» М., 1976 с. 167
[2] Монтер  У. «Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени» М., 2003 с. 152
[3] Н. Сперанский «Ведьмы и ведовство» М., 1906 с.9 (здесь и далее — в сб. «История инквизиции» Харьков, 2002)
[4] Джеффри Бартон Рассел «Колдовство и ведьмы в Средние века» СПб, 2001 с. 297
[5] M. Summers. The Geography of Witchcraft. Evanson and New York. 1958, p.479 — цит. по: И.Р. Григулевич «Инквизиция» М., 1976 с. 163
[6] И. Р. Григулевич «Инквизиция» М., 1976 с. 163
[7] Ю. Е. Арнаутова «Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века» СПб, 2004 с. 85
[8] Джеффри Бартон Рассел «Колдовство и ведьмы в Средние века» СПб, 2001 с. 360
[9] И. Р. Григулевич «Инквизиция» М., 1976 с. 170-171
[10] Н. Сперанский «Ведьмы и ведовство» М., 1906 с. 9
[11] И. Р. Григулевич «Инквизиция» М., 1976 с. 168
[12] Джеффри Бартон Рассел «Колдовство и ведьмы в Средние века» СПб, 2001 с. 291
[13] Монтер  У. «Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени» М., 2003 с 60
[14] Джеффри Бартон Рассел «Колдовство и ведьмы в Средние века» СПб, 2001 с. 324
[15] И. Р. Григулевич «Инквизиция» М., 1976 с. 167
[16] Джеффри Бартон Рассел «Колдовство и ведьмы в Средние века» СПб, 2001 с. 299
[17] И. Р. Григулевич «Инквизиция» М., 1976 с. 182-183
[18] Н. Сперанский «Ведьмы и ведовство». М., 1906 с. 95
[19] Там же с. 93
[20] Н. Сперанский «Ведьмы и ведовство», М., 1906 с. 190
[21] Там же с. 204
[22] Ю. Е. Арнаутова «Колдуны и святые. Антропология болезни в средние века» СПб, 2004 с. 123
[23] Джеффри Бартон Рассел «Колдовство и ведьмы в Средние века» СПб, 2001 с. 341-342
[24] Н. Сперанский «Ведьмы и ведовство» М., 1906 с. 40
[25] Там же с. 36
[26] Джеффри Бартон Рассел «Колдовство и ведьмы в Средние века» СПб, 2001 с. 336
[27] И. Р. Григулевич «Инквизиция» М., 1976 с. 165
[28] Монтер  У. «Ритуал, миф и магия в Европе раннего Нового времени» М., 2003 с. 35-36
[29] Я. Канторович «Средневековые процессы о ведьмах» (в сб. «История инквизиции» Харьков, 2002) гл. 8 с.337-354